Реле времени типа ЭВ-186 (ХЭМЗ). На фиг. 481а приведена принципиальная схема включения реле максимального тока и реле времени.
Реле максимального тока обозначено буквой А, реле времени—буквой 5. Реле максимального тока А при срабатывании замыкает своими контактами цепь обмотки реле времени S. Последнее приходит в действие и через установленное время замыкает контактами цепь отключающей катушки привода масляного выключателя и размыкает цепь.
На фиг. 4816 показана в изометрии кинематическая схема реле времени ЭВ-186. Эти реле применяются в схемах защиты, автоматики и сигнализации для получения определённой выдержки времени их действия. Принцип действия реле времени легко проследить по кинематической схеме (фиг. 481a). Ось зубчатого колеса 2 механически не связана с осью 5 подвижной системы.
В нормальных условиях кулачок 16 отжимает контакт У от контакта 10 (контакты 9 и 10 разомкнуты). При протекании тока через обмотку электромагнита 1 его сердечник втягивается (слева направо) и при помощи червяка 2' и зубчатого колеса 2 поворачивает скобу 3 (против вращения часовой стрелки). Скоба 3 закручивает спиральную пружину 4, которая приводит во вращение ось 5. На ось 5 насажено зубчатое колесо 6, сцеплённое с часовым механизмом 7, который определённой скоростью вращения подвижной системы создаёт необходимую выдержку времени реле.
В начале вращения оси 5 кулачок 16 отходит от контакта 9, который при этом замыкает неподвижный контакт 10. При вращении оси 5 поворачивается укреплённый на ней подвижный контакт 8, который, достигнув неподвижного контактного штифта 72, кратковременно замыкает его, проскальзывает и продолжает движение в сторону штифта 11. Достигнув последнего, контакт 8 замыкает его и вследствие упора пластины 14 в ограничитель 13 останавливается. После прекращения протекания тока в обмотке электромагнита 1 его сердечник под действием пружины 17 возвращается в начальное положение. Таким образом, реле имеет три пары контактов: 9—10 мгновенные; 8—11 и 8—12— с выдержкой времени. Установка контактов с выдержкой времени регулируется перемещением от руки штифтов 11 и 12.
Схема защиты асинхронного двигателя. На фиг. 482 дана схема защиты асинхронного двигателя. Схема содержит токовую защиту от многофазных повреждений, выполненную с помощью одного реле А типа ЭТ-61 с раздельным включением его обмоток на фазные токи.
В случае повреждения, например фаз а и b, во вторичной обмотке трансформатора тока 1 появится ток, который заставит сработать реле А, т. е. замкнуть своими контактами цепь постоянного тока. Это, в свою очередь, заставит сработать и промежуточное реле 2. Тогда ток от шин постоянного тока пройдёт через последовательно включённый с контактами промежуточного реле блинкер 3 и далее через выключающую катушку 4 масляного выключателя 5. Катушка 4 втянет стержень, и масляный выключатель отключит мотор от шин высокого напряжения.
Теплосиловая установка. На фиг. 483 дана схема теплосиловой установки, состоящей из четырёх паровых котлов и двух турбогенераторов. Рассмотрим принцип действия данной установки при работе котлов I и II.
Установка служит для преобразования тепловой энергии в электрическую. Пар из котлов I и II должен пройти по пути ряд трубопроводов и аппаратов прежде чем попасть на лопатки турбины. Через пароперегреватели а и б, автоматические клапаны 1, 2, 3 и 4 и клапаны 10 и 11 пар поступает в водоотделитель А. Освободившись там от воды (конденсата), пар попадает через клапан 12 на лопатки турбины Т1. Турбина приходит во вращательное движение вместе с ротором генератора, сидящим на одном валу с турбиной. Отработанный пар поступает в конденсатор К1.
Котлы III и К—резерзные, работают так же, как котлы I и II.
|