Допуски и посадки |
При сборке двух деталей, входящих одна в другую, различают внешнюю—охватывающую и внутреннюю —охватываемую поверхности. Один из размеров соприкасающихся поверхностей носит название охватывающий размер, а другой —охватываемый. Для круглых тел охватывающая поверхность носит общее название—отверстие, а охватываемая—вал, a соответствующие размеры называют— диаметр отверстия и диаметр вала. Подвижное или неподвижное соединение деталей может быть выполнено за счёт отклонений сопряжённых размеров вала или отверстия в ту или иную сторону от их номинальных размеров. Расчётный размер, проставляемый на чертеже, называется номинальным размером (фиг. 439). Номинальные размеры проставляются в миллиметрах. Действительным размером называется фактический размер, полученный непосредственным измерением после обработки детали. Предельными называются размеры, между которыми может колебаться действительный размер одного и того же элемента детали изготовленной партии. Больший из них называется наибольшим предельным размером, а меньший—наименьшим предельным размером. Если у номинального размера на чертеже стоит только один предельный размер, например 25+0,4 или 25-0,1, то это значит, что другой предельный размер совпадает с номинальным. Знак плюс показывает, что предельный размер больше номинального, а знак минус,—что предельный размер меньше номинального. Действительный отклонением называется разность между действительным и номинальным размерами. Верхним отклонением называется разность между наибольшим предельным размером и номинальным. Нижним отклонением называется разность между наименьшим предельным и номинальным размерами. Допуском называется разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами. Зазоры, натяги и посадки. Зазором называется положительная разность между размером отверстия и размером вала. Величина зазора определяет большую или меньшую степень свободы взаимного движения сопряжённых деталей. Натягом называется отрицательная разность между размерами отверстия и вала, создающая (после сборки) неподвижное соединение. Посадкой называется характер или тип соединения двух вставленных одна в другую деталей. Все посадки разделяются на две группы: посадки подвижные и посадки неподвижные. Подвижной посадкой называется соединение двух деталей, обеспечивающее свободу их относительного движения. Неподвижной посадкой называется соединение двух деталей, обеспечивающее соответствующую степень прочности их соединения. Различают следующие виды посадок, отличающихся друг от друга большим или меньшим зазором или большим или меньшим натягом. Подвижные посадки Неподвижные посадки Скользящая С Горячая Гр Движения Д Прессовая Пр Ходовая X Легкопрессовая Пл Легкоходовая Л Глухая Г Широкоходовая Ш Тугая T Напряжённая H Плотная П Система допусков. Различают две системы допусков: систему отверстия и систему вала. Система отверстия характеризуется тем, что в ней для всех посадок одной и той же степени точности (одного класса), отнесённых к одному и тому же номинальному диаметру, предельные размеры отверстия остаются постоянными. Осуществление различных посадок в системе отверстия достигается за счёт соответствующего изменения предельных размеров вала. В системе отверстия наименьшим предельным размером отверстия является его номинальный размер. Система вала характеризуется тем, что в ней для всех посадок одной и той же системы и степени точности (одного класса), отнесённых к одному и тому же номинальному диаметру, предельные размеры вала остаются постоянными. Осуществление различных посадок в системе вала достигается за счёт соответствующего изменения предельных размеров отверстия. В системе вала наибольшим предельным размером вала является его номинальный размер. Допуск отверстия в системе отверстия всегда направлен в сторону увеличения отверстия (в тело), а допуск вала в системе вала—в сторону уменьшения вала (в тело). Основание систем обозначается: отверстие— буквой А, вал—буквой В. Отверстие в системе вала и вал в системе отверстия обозначаются буквами и цифрами соответствующих им посадок и класса точности. В машиностроении принята преимущественно система отверстия. |