Чтение сборочных чертежей PDF

От каждого технически подготовленного лица требуется умение читать любой грамотно составленный чертёж.

Прочесть чертёж—это значит ясно представить форму и размеры деталей, изображённых на данном чертеже, разобраться во взаимной связи деталей и узлов в их взаимодействии. Без этого •невозможно про­извести деталирование сборочного чертежа или выполнить по нём сборку машины. При чтении сборочного чертежа необходимо ознакомиться с конструкцией, назначением и работой машины; разобраться во всей технической документации машины, если она имеется; ознакомиться со всеми проекциями, дополнительными или частичными видами, разрезами, сечениями и т. д.; ознакомиться по спецификации с названиями деталей и отыскать их на чертеже, начиная с первого номера, и разобраться в их форме, назначении, взаимной связи и т. д.

Для примера рассмотрим сборочный чертёж фланцевого подшипника (фиг. 470), служащего опорой для вала, работающего с малой скоростью. Подшипник состоит из корпуса 7 и втулки 2, соединённой с ним уста­новочным винтом 3. Поверхности сопряжения вала и втулки чисто обра­ботаны и смазываются во время работы с помощью маслёнки 4.

Подшипник вычерчен в трёх проекциях с разрезами. Главный вид выполнен без разреза. На плане показан горизонтальный, а на виде сбоку—полный разрез.

Корпус подшипника, имеющий посредине цилиндрическое отверстие для цапфы, переходит в овальный фланец, на котором расположены два прилива цилиндрической формы с отверстиями для крепления болтами. Сверху на корпусе расположен прилив с отверстием под резьбу маслёнки и выходом к смазочной канавке. Внутренняя и наружная поверхности втулки цилиндрические. В верхней части втулки имеются отверстие и смазочная канавка. Установочный винт предотвращает проворачивание втулки в корпусе. Маслёнка, имеющая вспомогательное значение, вычер­чена тонкими линиями. Такое изображение деталей допускается (см. ГОСТ 3456-46),

На фиг. 471 изображён плунжерный насос, представляющий собой более сложную конструкцию.

Насос состоит из корпуса 1 с двумя присоединительными фланцами, воздушного колпака 8, плунжера 12 и двух клапанов—всасывающего 3 и нагнетательного 6.

Плунжер насоса совершает возвратно-поступательное движение. При выдвижении плунжера в образовавшемся пространстве создаётся вакуум и в корпус устремляется вода через входное отверстие ? 25.

Впускной клапан 3 под давлением воды откроется, а выпускной клапан 6 остаётся закрытым. Вода заполнит освобождённое пространство, и клапан 3 под действием пружины 4 закроется. При обратном движении плунжера откроется давлением воды клапан 6, и вода устремится в нагнетательное отверстие. Направление движения нагнетаемой воды показано стрелкой. После того как плунжер вытолкнет из полости часть воды, клапан 6 под действием пружины закроется, а клапан 3 откроется. Дальше процесс повторяется. Равномерность подачи воды обеспечивается воздушным колпаком 8, в котором всегда остаётся часть воздуха, упругое сжатие которого сглаживает пульсации, создаваемые движением плунжера. Для предотвращения течи, между стенками плун­жера и корпуса устроено сальниковое уплотнение, состоящее из набивки 13, сальникового кольца 14 и накидной гайки 15. Присоединение плун­жера насоса к головке шатуна кривошипного механизма производится при помощи пальца 18. Насос присоединяется к приёмному и нагнета­тельному трубопроводам шпильками 9 и 11. Подвижные клапаны 3 и 6 изображены в двух крайних рабочих положениях. Контурными линиями показано положение клапанов при нагнетании, тонкими — при всасы­вании.

Насос изображён в трёх проекциях с разрезами: полным и частич­ными. Кроме того, добавлены виды, уточняющие некоторые элементы конструкции.

Чертёж снабжён основной надписью и спецификацией по форме

№ 3 (для чертежей изделий основного производства).

Ознакомившись с описанием конструкции насоса и принципом его работы, рассмотрим порядок чтения чертежа на одной из наиболее слож­ных его деталей—корпусе.

Чтобы представить форму какой-либо детали, обозначенной на сбо­рочном чертеже, необходимо отыскать её во всех проекциях и зрительно обойти по наружному контуру все принадлежащие ей элементы. Зада­димся исходной точкой N на главном виде и направлением обхода про­тив часовой стрелки. Движемся по контуру в указанном стрелкой направлении к точке А. По горизонтальной проекции убеждаемся в том, что выступающая вправо овальная часть принадлежит этой же детали. Правильность этого подтверждает штриховка материала, которая во всех проекциях выполнена в одном направлении; поэтому дальнейший путь от точки А к точке В совершаем вокруг овальной части так, как это показано на чертеже. В точке В кривая радиуса 30 мм образована фрон­тальной секущей плоскостью, след которой на профильной проекции сливается с профильной осью корпуса. Как видно, профильная проекция даёт более наглядное представление о форме. На этой проекции видно, что цилиндрическая часть корпуса влево от профильной оси переходит с диаметра 60 мм в диаметр 64 мм, а дальше снова переходит в диа­метр 60 мм. Следовательно, наружное очертание на главном виде обо­значится не по кривой радиуса 30 мм, а по кривой радиуса 32 мм. Поэтому переход от точки В к точке С должен быть совершён так, как это обозначено на чертеже. Обогнув цилиндрическую часть корпуса по кривой, приходим далее, минуя шпильки, к точке С. Мысленно считая, что колпак отвинчен, переходим от точки С к точке E. Чтобы правильно выйти от точки E к точке N, обратимся к другим проекциям. На гори­зонтальной проекции видно, что выступы представляют собой четыре прилива цилиндрической формы и в каждом из них имеется сквозное отверстие ? 18 мм. Это подтверждается и на профильной проекции. Следовательно, путь от точки E нужно совершать вокруг приливов и таким образом прийти к исходной точке N.

Зрительный обход контура корпуса на горизонтальной плоскости проекций не представляет затруднений. На профильной проекции в точке P на пересечения наклонной прямой и штрих-пунктирной, которой, как нам известно, обозначаются на чертежах отпавшие после разреза части (наложенные проекции), огибаем прилив, который также изобра­жён на горизонтальной плоскости проекций.

Наклонная прямая представляет ребро жёсткости толщиной 18 мм, что видно на горизонтальной проекции. Следовательно, прилив и ребро принадлежат одной и той же детали.

Переход от точки P к R подобен переходу от точки С к E. Кривая за точкой L относится к очертанию ребра жёсткости, которое обозначено штриховыми линиями на горизонтальной проекции под цилиндрической частью корпуса. Следовательно, это ребро также относится к корпусу. Ребро на профильной проекции не заштриховано, хотя плоскость разреза и прошла через него, так как рёбра вдоль не режутся. Дальнейший путь от точки L к точке P ясен из чертежа.

Из сказанного следует, что для того, чтобы разобраться по сбороч­ному чертежу в очертаниях какой-либо детали, необходимо отыскать изображение её на всех проекциях, и в затруднительных случаях при­бегать к сопоставлению этих изображений, пользуясь при зтом дополни­тельными разрезами, выносными сечениями и другими вспомогательными изображениями.

Следует также напомнить, что штриховка разрезов деталей является одним из признаков, по которому можно судить о границе, отделяющей одну деталь от другой, так как соприкасающиеся между собой детали в разрезах штрихуются различно.

Навыки беглого чтения чертежей приобретаются в процессе систематического и настойчивого выполнения упражнений, в разборе де­тальных и сборочных чертежей в порядке возрастающей их сложности, а также путём изучения стандартов „Чертежи в машиностроении".

 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE

далее, минуя шпильки, к точке С. Мысленно считая, что колпак отвинчен, переходим от точки С к точке E. Чтобы правильно выйти от точки E к точке N, обратимся к другим проекциям. На гори­зонтальной проекции видно, что выступы представляют собой четыре прилива цилиндрической формы и в каждом из них имеется сквозное отверстие ? 18 мм. Это подтверждается и на профильной проекции. Следовательно, путь от точки E нужно совершать вокруг приливов и таким образом прийти к исходной точке N.

Зрительный обход контура корпуса на горизонтальной плоскости проекций не представляет затруднений. На профильной проекции в точке P на пересечения наклонной прямой и штрих-пунктирной, которой, как нам известно, обозначаются на чертежах отпавшие после разреза части (наложенные проекции), огибаем прилив, который также изобра­жён на горизонтальной плоскости проекций.

Наклонная прямая представляет ребро жёсткости толщиной 18 мм, что видно на горизонтальной проекции. Следовательно, прилив и ребро принадлежат одной и той же детали.

Переход от точки P к R подобен переходу от точки С к E. Кривая за точкой L относится к очертанию ребра жёсткости, которое обозначено штриховыми линиями на горизонтальной проекции под цилиндрической частью корпуса. Следовательно, это ребро также относится к корпусу. Ребро на профильной проекции не заштриховано, хотя плоскость разреза и прошла через него, так как рёбра вдоль не режутся. Дальнейший путь от точки L к точке P ясен из чертежа.

Из сказанного следует, что для того, чтобы разобраться по сбороч­ному чертежу в очертаниях какой-либо детали, необходимо отыскать изображение её на всех проекциях, и в затруднительных случаях при­бегать к сопоставлению этих изображений, пользуясь при зтом дополни­тельными разрезами, выносными сечениями и другими вспомогательными изображениями.

Следует также напомнить, что штриховка разрезов деталей является одним из признаков, по которому можно судить о границе, отделяющей одну деталь от другой, так как соприкасающиеся между собой детали в разрезах штрихуются различно.

Навыки беглого чтения чертежей приобретаются в процессе систематического и настойчивого выполнения упражнений, в разборе де­тальных и сборочных чертежей в порядке возрастающей их сложности, а также путём изучения стандартов „Чертежи в машиностроении".